вторник, 15 февраля 2011 г.

Valhalla Rising


Созерцательный датско-британский фильм
 »… они питаются собственным богом — едят его плоть, пьют его кровь. Омерзительно. И они ненавидят нас, хотят нашей смерти. Так что молись богам, чтобы они нас защитили. У нас богов много, у них же -только один…»

Герой сегодняшней дискуссии — авторский киносюрреализм небезызвестного датского режиссера Николоса Виндинг Рёфна Valhalla Rising. Надо сразу сказать, что к просмотру рекомендуется версия исключительно на родном английском языке, так как даже перевод названия с постера на русский язык отдает самопроизволом — Вальгалла: Сага о викинге. Несмотря на ассоциации премудрых отечественных кинопрокатчиков слова «Вальгалла» с викингами, фильм рассказывает о более глубоком содержании этого слова. В Valhalla Rising вообще отсутствует тематика викингов.

Итак, если капнуть немного информации о германо-скандинавской мифологии, то несложно понять, что Вальгалла (др-исл. Valhöll) — это некое подобие рая для воинов, место куда попадает всякий доблестно сражающийся и умирающий в бою воин. Все подробности относительно этого места покрыты пеленой разногласия трактовок древних писаний и религиозных воззрений. Можно отметить лишь тот факт, что это исконно языческое мифическое место, поражденное пером древних скандинавских языческих племён. В целях вытеснения иных культур, христианство и крестители северной части Европы отождествили Вальгаллу с адом.

Если посмотрев картину, вы вдруг не поймете о чем она вообще, перечитайте вышеприведенный абзац и название фильма. Именно из-за непонимания скандинавской мифологии Valhalla Rising не получила должного уровня положительных отзывов у среднестатистического зрителя. Но если Вы кинозритель не как зевака, а как созерцатель, то вы гарантированно примете Valhalla Rising за шедевр. Но это конечно при одном условии — если Вы в подходящем для созерцания мрачно-прекрасных картин…

Далее перейдем от вступления к привычно-схематичному описанию фильма.

Сюжет картины рассказывает нам историю безвольного бойцовского раба языческих племен, позже спонтанно получившего имя One eye (Одноглазый) в силу соответствующего лицевого повреждения. Роль One eye исполняет замечательный европеский актер Мадс Миккельсен (неподражаемый Лё Шифр из Casino Royale). За счет таких бойцовских рабов как Одноглазый в средние века языческие племена устраивали бои на ставки и определяли цену тому или иному рабу, продав которого можно было откупиться от христианского гонения носителей язычества. Что и произошло с нашим главным героем — он оказался обладателем нечеловеческой ловкости и силы, благодаря которой его приметил новый хозяин, а прежний получил в награду серебро, достаточное для «отпущения грехов» у молодой христинской церкви. Волею судеб Одноглазому удается сбежать из плена новых хозяев, заодно выпустив им кишки (в буквальном смысле). И он не проронив ни слова, отправляется в безмолвный путь в компании еще одного бывшего раба — маленького мальчика, который помогал сторожить и подготавливать Одноглазого к боям. Вскоре парочка рабов встречает тех самых рыцарей церкви, которые идут по языческим землям и выжигают на них священный крест убийством и рабством «недоразвитых» язычников. Крестоносцы предлагают Одноглазому и его попутчику мальчишке сопроводить их в походе на Святую землю. Проведя тревожную ночь конфессия грузится на корабль и.. . здесь заканчивается «вменяемое» привычное повествование сюжета и недвусмысленные диалоги, потому что дальше начинается гениальное, ироническое и ужасающее повествование через воздействие на визуальное и настроенческое понимание зрителя. Да, именно таким образом поступает сюрреалистическое направление кинематографа.

    Но именно сюрреалистический и чарующий видеоряд в Valhalla Rising заставит зрителя чуть ли не на подсознательном уровне уловить идею авторской задумки. Происходящее в картине невозможно и нельзя понимать, его можно только прочувствовать. Если позволяет здоровье, выпейте чего-нибудь покрепче для легкого пьяну — в совокупности с пьянящей красотой грамотно отфильтрованных пейзажей вы попадете в околонаркотический сон, объединяющий вас с миром ужасающего варварства средневековья, когда величественная природа играла покравительную роль в жизни человека.
     Саундтрек потрясающий.

5 комментариев:

  1. Смотрел, понравилось.
    Не понятно одного, он в конце бросил оружее на землю - какая ему Вальгалла за такие поступки?

    ОтветитьУдалить
  2. Пробовал посмотреть, но что то меня прервало.
    Подал идею что я буду смотреть сегодня ночью.

    ОтветитьУдалить
  3. отлично, нашел что посмотреть сегодня вечером

    ОтветитьУдалить